X

350 лет со дня гибели Д’Артаньяна

#криптокотел
Регистрация
  
  

350 лет со дня гибели Д’Артаньяна

350 лет со дня гибели Д’Артаньяна
25 Июня 2023
 
23:30
 
masun
   
1614
350 лет со дня гибели Д’Артаньяна

 
Шарль Ожье́ де Батс де Кастельмо́р, шевалье д’Артанья́н (с 1665 года граф де Кастельмо́р).
(фр. Charles Ogier de Bats de Castelmore, Chevalier d'Artagnan — Comte de Castelmore).
 
Годы жизни: 1613 — 25 июня 1673
 
Обрёл мировую известность как литературный персонаж, протагонист романа Александра Дюма-старшего «Три мушкетёра» и двух его продолжений, а также многочисленных экранизаций.
 
Для тех,кому лень читать портянку:
"Д’Артаньян был убит пулей в голову (по свидетельству лорда Алингтона) при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом."
 
Шарль де Батц Кастельмор родился в 1613 годув замке Кастельмор возле Люпьяка в Гаскони.
 
Его отцом был Бертран де Батц, сын мещанина Пьера де Батца, присвоившего себе после женитьбы на Франсуазе де Куссоль дворянский титул.
Арно Батц (отец Пьера, дед Бертрана и прадед Шарля) купил в графстве Фезансак Кастельморский «замок», принадлежавший ранее роду Пуи.
Этот «доманжадюр» (фр. domenjadur) — господский дом, представляющий собой двухэтажное каменное строение, сохранился до сих пор и находится на границе графств Арманьяк и Фезансак на холме, между долинами рек Дуз[fr] и Желиз[fr].
 
И если со стороны отца Шарль не мог похвастаться древней родословной, то его мать происходила из семейства графов д’Артанья́н, которая была побочной ветвью графов и баронов де Монтескью, потомков древних графов Фезансак. Его мать Франсуаза де Монтескью д’Артаньян (фр. de Montesquiou d'Artagnan) была одной из одиннадцати детей Жана де Монтескью, графа д’Артаньян, который служил прапорщиком в гвардии Генриха IV и в качестве награды за службу получил от него скромное родовое имение Артаньян (фр. Artagnan или фр. Artaignan, ныне коммуна Артаньян) возле Вик-ан-Бигора (окс. Vic de Bigòrra). Это имение было конфисковано у брата Жана за совершенное им убийство и фактически ничего королю не стоило. И
 
мение перешло к этой ветви Монтескью в XVI веке, после женитьбы Полона де Монтескью (прадеда Шарля), шталмейстера Наваррского короля Генриха д’Альбре, на Жакметте д’Эстен, г-же д’Артаньян. Но это имение, так же как и титул графа д’Артанья́н, не имеет отношения к Шарлю.
 
В отличие от персонажа романа А. Дюма, Шарль де Батц переехал в Париж не в 1626 году, а между 1639 и 1640 годами[8] и, ссылаясь на своего деда по матери Жана де Монтескью, графа д’Артаньян, поступил в кадетскую роту Полка французской гвардии (фр.), в которой готовили будущих гвардейцев. Это была вторая кадетская рота, которую Людовик XIII создал специально для гасконцев в 1636 году для их ассимиляции после ряда карательных кампаний против гугенотов в Гаскони с 1621 до 1629 года, в которых Мушкетеры гвардии отличились при осаде Сен-Мартен-де-Ре на острове Ре (близ Ла-Рошели) в 1627 году, при осаде Ла-Рошели в 1628 году. Именно от неё пошло название «гасконские кадеты». До этого гасконцы в гвардии короля не служили.
 
В бумагах королевских составителей генеалогий д’Озье и Шерена была найдена запись о том, что в 1640 году Людовик XIII лично пожелал, чтобы кадет гвардии Шарль де Батц использовал фамилию своей матери д’Артаньян, в память об услугах, оказанных Генриху IV (III) дедом Шарля со стороны матери, и Шарль получил законное право называться шевалье д’Артаньян.
Военная карьера
 
Известно, что шевалье д’Артаньян с 1640 по 1642 год в составе полка Французской гвардии участвовал в военных операциях при осаде Арраса (фр.), Бапома, Коллиура или Перпиньяна. Возможно, что он пересекался с Эркюлем Савиньен Сирано де Бержерак, который также в то время служил в этом полку и послужил прототипом героя пьесы Эдмона Ростана.
 
В 1643 году Шарль переводится из Полка французской гвардии в только что восстановленную II роту Обычных дворян фр., (фр. Gentilshommes ordinaires, более известных как «Дворяне вороньего клюва» (фр. Gentilshommes à bec de corbin). Помимо того, что шевалье д’Артаньян перешел из гвардейской пехоты в гвардейскую кавалерию, Шарлю удается быть замеченным и получить покровительство кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года.
 
Вместе с воссозданной в 1646 году I ротой Обычных дворян, «Дворяне вороньего клюва» заменяют собой распущенную в 1646 году Роту мушкетеров гвардии, которой с 1634 года командовал граф де Тревиль, и «Дворяне» вновь начинают носить плащи-казаки, которые у «Дворян» в 1629 году позаимствовали мушкетеры гвардии, когда роты «Дворян» были распущены. Но эти плащи «Дворяне» по старой традиции надевают только во время церемониальных выездов, что случается не часто в виду малолетства короля, и роты в основном сопровождают Анну Австрийскую и кардинала Мазарини.
 
Достаточно спокойная служба в роте позволяет шевалье д’Артаньяну сделать карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды. Также он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта французской гвардии, а в 1655-м до капитана.
 
26 мая 1658 года шевалье д’Артаньян назначается суб-лейтенантом восстановленной Роты мушкетеров гвардии короля. Это третья по статусу должность в роте, капитаном которой является сам король, а на должность капитан-лейтенанта назначен Филипп Мазарини Манчини, герцог Неверский — племянник первого министра. Фактически командует этой ротой шевалье д’Артаньян. Переход в мушкетеры гвардии и принятие командования над ротой являлось серьезным продвижением по службе, поскольку эта гвардейская рота ещё со времен Людовика XIII считалась самой престижной во внешней гвардии
и служба в ней уступала только службе в одной из рот внутренней гвардии короля.
 
Являясь фактическим командиром Роты мушкетеров гвардии, шевалье д’Артаньян
полностью преобразовал её и добился практически того же престижа службы в роте, какой был у рот внутренней стражи.
 
Но д’Артаньян занимался не только вверенной ему ротой, и благодаря предыдущей преданной службе кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий: так, в 1660 году он был послан Людовиком в Англию для поздравления короля Карла II с восшествием на престол.
 
Известен также своей ролью в аресте Николя Фуке. Фуке был генеральным
контролёром (министром) финансов Людовика XIV и стремился занять место
Мазарини в качестве советника короля. Толчком к этому аресту стал грандиозный приём, устроенный Фуке в своём замке Во-ле-Виконт в связи с окончанием его постройки (1661). Роскошь этого приёма была такова, что каждый гость получил в подарок лошадь. Возможно, данная наглость сошла бы Фуке с рук, если бы он не разместил на своём гербе (червлёная белка на серебряном поле) девиз:
«Куда я только не взберусь?» («Каких высот не достигну?»).
Увидев его, Людовик был взбешён. 4 сентября 1661 года в Нанте король вызвал д’Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке. Поражённый д’Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручён вместе с подробнейшей инструкцией.
На следующий день д’Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его (Фуке затерялся в толпе просителей и успел сесть в карету). Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету на городской площади перед Нантским собором и произвёл арест.
Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анже, оттуда в Венсенский замок, а оттуда в 1663 году — в Бастилию. Фуке охранялся мушкетёрами под личным руководством д’Артаньяна на протяжении 5 лет — вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.
 
После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным
лицом короля и в награду получает титул графа де Кастельмор. Д’Артаньян стал
использовать герб, «разделённый на четыре поля: на первом и четвёртом золотом поле чёрный орел с распростёртыми крыльями; на втором и третьем поле на лазуревом фоне серебряный замок с двумя башнями по бокам, с намётом из серебра, все пустые поля красного цвета».
 
С 8 января 1665 года в связи с введением в штат роты чина лейтенанта роты
граф де Кастельмор назначается на эту должность после отставки герцога Неверского.
 
В этом же году в роту под командованием графа де Кастельмор поступает служить первый истинный д’Артаньян и самый именитый из них — сын Анри, брата матери Шарля, Пьер де Монтескью, граф д’Артаньян, будущий маршал Франции и граф де Монтескью. А вот второй истинный д’Артаньян — сын Арно, другого брата матери Шарля, Жозеф де Монтескью, шевалье д’Артаньян, будущий граф д’Артаньян и капитан-лейтенанта этой роты с 1716 года, вопреки домыслам не будет служить под командованием Шарля. В 1667 году Жозеф поступит в кадетскую роту и только в 1668 году станет мушкетером роты, которой поздней будет командовать.
 
15 января 1667 году д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта
мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа.
 
В 1667 году за заслуги мушкетеров при осаде города Лилля Шарль Ожье де Батц,
шевалье д’Артаньян, граф де Кастельмор (именно так это звучит в присяге) был
назначен его губернатором, и знаменитый шевалье д’Артаньян снимает с себя
знаменитый лазоревый плащ, который носит с 1643 года, ещё со времен его службы в «Дворянах вороньего клюва».
 
Но в должности губернатора Лилля графу де Кастельмор не удалось обрести
популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. Ему это удалось, когда
Людовик XIV воевал с Голландской республикой во Франко-голландской войне.
В 1672 году Шарль вернулся в армию в чине «полевого маршала» (аналог бригадного генерала или генерал-майора).
 
Гибель

Д’Артаньян был убит пулей в голову (по свидетельству лорда Алингтона) при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом.
 
Гибель д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии,
где его бесконечно уважали. По свидетельству Пелиссона, Людовик XIV был
очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный
человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего,
что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал
королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял
и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет
служил под командованием шевалье д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти».
 
После этого боя, в присутствии Пьера де Монтескью, графа д’Артаньян и Жозефа де Монтескью, шевалье д’Артаньян — двух кузенов Шарля, тело этого легендарного капитан-лейтенанта гвардейских мушкетёров шевалье д’Артаньяна
и графа де Кастельмор было погребено у стен Маастрихта. Долгое время точное
место захоронения было неизвестно, однако французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz), проанализировав информацию из исторических хроник, заявляет, что мушкетёр похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта (сейчас городской район Вольдер).
 
Несмотря на досужие домыслы, Шарль Ожье де Батс никогда не присваивал себе
титул графа д’Артаньян. Этот титул сперва носил его знаменитый кузен Пьер
де Монтескью, который передал этот титул другому их кузену — Жозефу де
Монтескью, когда сам стал графом де Монтескью, и в дальнейшем титул графов
д’Артаньян носили потомки Жозефа. Во всех документах Шарль Ожье де Батс именует себя только как шевалье д’Артаньян и эту фамилию своим потомкам не передает.
Также Шарль Ожье де Батс не присваивает себе титул графа — он действительно был пожалован этим титулом, но звучал он как граф де Кастельмор. Скандал с титулом Шарля возник с его внуком Луи-Габриэлем де Бац де Кастельмор, который присвоил себе титул маркиза де Кастельмор, который всеми неправдами доказал право его применения.
 
Дальнейшие потомки знаменитого шевалье д’Артаньяна в 1969 году уже получали
право сменить фамилию на Батс, как раз в честь Шарля, этого незаурядного гасконца, который прославил фамилию своей матери и сделал её нарицательной.
2
 
3
Понравилась новость - смело поделись ею в любимой соц. сети
Новости по тегам
Война библиотек и афинские геи
Князь Яков Фёдорович Долгоруков
Короткий перекус, школьные новости, еврейская драма и финальный стриптиз
Популярные новости
Было бы смешно, если не было бы так грустно...
Что делать в детском саду в таком случае?⁠⁠
Перестал общаться с отцом⁠⁠
Комментарии


1
Аватар
turisteg 26 июня в 00:43
 | Рейтинг :
75K+
1
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
если не лом . можно пролистать, (если только не читая фамилий..) я просто Дюма всего прочёл.
Аватар
Srgout 26 июня в 06:02
 | Рейтинг :
31K+
1
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
Карочи: первае -  дартаьянов было не один а дахуя! 
         фтарое - адин из них арестовал министра финансов за то што он за сваей вечеринке дарил каждому гостью па лошади. Чуваку влепиле пажизненае.    
 
так и не сказали што означает "Д' " в фамилийо. А означает это - из "место рождения"
 
То есть например "ГолыйПидор из Западэнщины" по хранцузке -  Нюнумусуксъель Д'Дуркаин. 
 
аревуар! 
2
Аватар
hamster 26 июня в 07:17
 | Рейтинг :
30K+
0
 
0
Копировать ссылку в буфер: Copy
Он Дартаньян, а все вокруг - пидарасы
Смайлы


Добавить комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии. Вам следует Зарегистрироваться или Войти.
Электрическая почта — masun@unews.pro
Сообщить об ошибке — support@unews.pro
rss - Читать новости в RSS
Disclaimer: Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом. Для авторизации на сайте ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна поддержка cookie вашим браузером. Продолжая, Вы автоматически соглашаетесь с их использованием.